НОВЕЛЛЫ БАНКРОТСТВА

7 июня 2017

<p>
    <strong>С  28 июня вступят в силу изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», предусматривающие введение дополнительных механизмов защиты прав кредиторов в сфере привлечения к ответственности контролирующих лиц должника. </strong></p>
<p align="center">
    <strong>Принципиально новое право</strong></p>
<p>
             Принципиально новым является право заявить требование о привлечении к субсидиарной ответственности или о взыскании убытков после завершения конкурсного производства, возвращения заявления о признании должника банкротом или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве. Напомним, что ранее нормы <a href="consultantplus://offline/ref=E2BC9298FC58A1D1EC395ABEA6188DE6207A3DFDC859026FAC90E396F57056D9A80497E62C7Be9l5I">статьи 5</a> Закона о банкротстве не допускали подачу заявления о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности после завершения КП.</p>
<p>
             Кроме того, новые изменения в закон позволят подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности в течение трех лет, а не одного года со дня, когда лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом.</p>
<p>
             Полагаем, что поправки к закону безусловно направлены на защиту прав кредиторов и создают условия для наиболее полного, всестороннего выяснения обстоятельств по делу, а также предоставляют возможность обеспечить привлечение контролирующих лиц к ответственности даже после завершения всех процедур в рамках банкротства. И в данном случае указанная идея является обоснованной, поскольку сами контролирующие лица не прекращают свое действие и, как следствие, завершение КП не должно выступать препятствием к рассмотрению таких споров.</p>
<p>
             При этом ФЗ № 488 от 28.12.2016 были созданы дополнительные механизмы, содействующие рассмотрению споров о привлечении к субсидиарной ответственности.</p>
<p>
             В частности, важно обратить внимание, что теперь в случае, если невозможно определить размер ответственности контролирующих лиц, суд после установления всех иных имеющих значение для привлечения к субсидиарной ответственности фактов выносит определение, в резолютивной части содержащее выводы о доказанности наличия оснований для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и о приостановлении рассмотрения этого заявления до окончания расчетов с кредиторами либо до окончания рассмотрения требований кредиторов, заявленных до окончания расчетов с кредиторами. Аналогичная обязанность также возникает у суда апелляционной инстанции в случае отмены определения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления о привлечении к субсидиарной ответственности.</p>
<p>
             То есть в отличие от ранее действующих правил до приостановления рассмотрения заявления происходит фиксация судебным актом факта наличия оснований для привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника, что избавляет от необходимости доказывания указанных обстоятельств после возобновления производства по делу.</p>
<p align="center">
    <strong>Обязанности конкурсного управляющего</strong></p>
<p>
             Одномоментно закон возлагает обязанности и на конкурсного управляющего, указывая на необходимость определения данным лицом размера субсидиарной ответственности и внесения этих сведений в отчет о результатах проведения КП. По итогам составления документов КУ должен выступить с ходатайством о возобновлении производства по делу. В этом случае вопрос об определении размера субсидиарной ответственности и отчет КУ о результатах проведения КП будут рассматриваться в одном судебном заседании.</p>
<p>
             Наконец, поворотной является идея о создании условий для рассмотрения вопроса о привлечении к субсидиарной ответственности после завершения КП по правилам <a href="consultantplus://offline/ref=98EE136D4B0C98E45DF5DEFE58DF30993A46AAF8286BF86DAC9F3A98CD4703874BE5768D57BBe5I">главы 28.2</a> АПК, а в случае подачи заявления после возврата судом заявления о признании должника банкротом или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур – по правилам искового производства. Выбор способа защиты в данном случае зависит от основания привлечения контролирующего лица к субсидиарной ответственности – по <a href="consultantplus://offline/ref=FD1EE8FA95D209B38835B96BF5AB5FA82DE354D5889D08B1FC2AD015D9CD5360813DE8982A99a4h1I">пункту 2</a> или<a href="consultantplus://offline/ref=1963B0D4DD43620501D2B7B4271540D3520997646408C5CB2D19C3F142BDEA2B10CCFA10BCA3gFhBI"> 4</a> ст 10 Закона о банкротстве.</p>
<p>
             При этом в случае возврата арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, кредитор, обратившийся с указанным заявлением, кредиторы в деле о банкротстве, производство по которому было прекращено, вправе обратиться с исковым заявлением о взыскании в свою пользу с лиц, указанных в <a href="consultantplus://offline/ref=40997DB22F434B2EAD6C2621CD86C038A330E282F65CAD575DC5D211AF248177DE2C6F1F3C1A71h5I">пунктах 1</a> – <a href="consultantplus://offline/ref=40997DB22F434B2EAD6C2621CD86C038A330E282F65CAD575DC5D211AF248177DE2C6F1F3C1B71hEI">3 ст 53.1</a> ГК, убытков, причиненных по их вине должнику, в сумме, не превышающей размера требований такого кредитора к должнику, при наличии оснований для возмещения убытков должнику, указанных в <a href="consultantplus://offline/ref=40997DB22F434B2EAD6C2621CD86C038A330E282F65CAD575DC5D211AF248177DE2C6F1F3C1A71h5I">пунктах 1</a> – <a href="consultantplus://offline/ref=40997DB22F434B2EAD6C2621CD86C038A330E282F65CAD575DC5D211AF248177DE2C6F1F3C1B71hEI">3 ст 53.1</a> ГК.</p>
<p>
             Соответственно, введение данных положений закона позволили обеспечить возможность использования тех институтов, которые были предусмотрены в Гражданском и АПК РФ, однако применение которых было невозможно в виду отсутствия прямых норм в Закона о банкротстве.</p>
<p>
    Закон.Ру</p>

Вернуться к списку