18 сентября 2017

<p>
    <strong>Федеральный закон № 266-ФЗ "О внесении изменений в закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс РФ об административных правонарушениях", уточняющие понятие контролирующих должника лиц и расширяющий состав нарушений, по которым можно привлечь такие лица к субсидиарной ответственности. </strong><br />
             Как и прежде, контролирующими лицами признаются: руководитель, члены исполнительных органов управления, ликвидаторы, лица, распоряжающиеся более 50% голосующих акций, долей или голосов на собрании участников компании. К ним также относятся лица, имевшие право давать обязательные для исполнения указания или возможность иным образом определять действия должника в силу должностного положения, а также родственники руководителя или членов органов управления должника.</p>
<p>
     <br />
             <strong>Закон ввел новую категорию контролирующих лиц</strong></p>
<p>
             Это те, кто извлекал выгоду из незаконного поведения представителей компании. Среди лиц, наделенных полномочиями в силу должностного положения, впервые в явном виде указаны главные бухгалтеры и финансовые директора. К ответственности могут быть также привлечены лица, чьи полномочия основаны на доверенности или нормативном правовом акте. <br />
             Оценивается наличие возможности определять действия должника в течение трех лет, предшествующих возникновению признаков банкротства, и после - до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. <br />
             Арбитражный суд может признать лицо контролирующим и по иным основаниям, говорится в законе. <br />
             "Последние усилия законодателя подчеркивают ценность института субсидиарной ответственности. Многие новеллы закона - это развитие складывающейся судебной практики, направленной на преодоление злоупотреблений непрозрачными структурами владения бизнесом, позволяющими уклоняться от уплаты долгов. Это помощь всем добросовестным кредиторам для преодоления неконкурентных преимуществ лиц, злоупотребляющих правами", - комментируют в ФНС. <br />
             Изменения направлены на то, чтобы лица, к которым предъявлены требования о субсидиарной ответственности, его возмещали. Такие нормы, с одной стороны, помогут кредиторам получить больше шансов на положенное им по закону, а с другой - будут мотивировать собственников не уходить в банкротство, поскольку в случае злоупотреблений правами это может дать не избавление от долгов, а перевод долга организации в разряд личных обязательств бенефициаров, отметили в ФНС. <br />
             <strong>Список оснований для привлечения к ответственности расширен</strong></p>
<p>
             Как и прежде, в него входит действие (или бездействие), которое причинило вред кредиторам, а также отсутствие или искажение информации в бухгалтерской отчетности. Теперь в него также входит невнесение информации в государственные реестры и несоблюдение требований о хранении документов, в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг. <br />
             Согласно новой норме, контролирующее лицо может быть привлечено к ответственности, если на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены сведения о юридическом лице в ЕГРЮЛ и в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. <br />
              В законе о банкротстве также устанавливается обязанность руководителя организации в случае возникновения признаков или обстоятельств банкротства включить эти сведения в Федресурс в течение 10 рабочих дней с даты, когда ему стало или должно было стать известно об их возникновении. Кроме того, руководитель обязан в разумный срок предпринять все зависящие от него меры, направленные на предупреждение банкротства должника. <br />
             Сейчас закон требует, чтобы руководитель направил такую информацию лицам, имеющим право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров или участников. Публичное раскрытие - позитивный фактор, более широкий круг лиц будет предупрежден о рисках банкротства. </p>
<p>
    <strong>Механизм привлечения к ответственности стал проще</strong><br />
             Механизм привлечения к ответственности за нарушение правил раскрытия становится проще. Росреестр, выступающий в роли контролирующего органа, сможет самостоятельно, без обращения в суд, привлекать нарушителей к ответственности по ряду статей Кодекса об административных правонарушениях, в том числе касающихся публикации информации в Федресурсе. <br />
             Обратиться с требованием привлечь к субсидиарной ответственности смогут арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, представитель работников, сами работники и бывшие сотрудники, перед которыми есть задолженность, а также уполномоченные органы. Подать заявление можно будет в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом или прекращения производства по делу. </p>
<p>
    <strong>Введена стимулирующая часть вознаграждения</strong><br />
             Закон вводит стимулирующую часть вознаграждения для арбитражного управляющего, благодаря действиям которого лицо было привлечено к субсидиарной ответственности. Если задолженность погашена в результате заявления управляющего о привлечении к субсидиарной ответственности и это будет доказано, то арбитражный управляющий получит 30% средств, поступивших от таких лиц. Сейчас арбитражные управляющие, кроме фиксированного вознаграждения, получают 3-7% выплаченных реестровых требований. За счет этих 30% в том числе компенсируются расходы на выплату вознаграждения лицам, привлеченным арбитражным управляющим для оказания услуг, способствовавших привлечению к субсидиарной ответственности или исполнению судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности. </p>
<p>
     </p>
<p>
    <strong>Комментарии</strong></p>
<p>
             Суды все чаще принимают решения о привлечении контролирующих лиц к ответственности, изменения в законодательстве этому способствуют, говорят эксперты. <br />
             "В первом квартале 2017 года суды удовлетворили 24% поданных заявлений о привлечении контролирующих лиц к ответственности, это уже значительно лучше, чем в первом квартале 2016 года, когда кредиторы получили положительные решения лишь в 10% случаев", - отмечает А. Юхнин. <br />
             Предыдущие изменения в закон о банкротстве, расширяющие возможности кредиторов и позволяющие подавать иски о привлечении контролирующих лиц к ответственности после завершения конкурсного производства, вступили в силу 28 июня 2017 года (федеральный закон от 28 декабря 2016 г № 488-ФЗ).</p>
<p>
    <strong>Банкротство.Ру</strong></p>

Вернуться к списку