В честь 10-летия СРО ААУ «Евросиб»
Новости  / БАНКРОТСТВО

Федеральный закон № 266-ФЗ "О внесении изменений в закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс РФ об административных правонарушениях", уточняющие понятие контролирующих должника лиц и расширяющий состав нарушений, по которым можно привлечь такие лица к субсидиарной ответственности. 
         Как и прежде, контролирующими лицами признаются: руководитель, члены исполнительных органов управления, ликвидаторы, лица, распоряжающиеся более 50% голосующих акций, долей или голосов на собрании участников компании. К ним также относятся лица, имевшие право давать обязательные для исполнения указания или возможность иным образом определять действия должника в силу должностного положения, а также родственники руководителя или членов органов управления должника.

 
         Закон ввел новую категорию контролирующих лиц

         Это те, кто извлекал выгоду из незаконного поведения представителей компании. Среди лиц, наделенных полномочиями в силу должностного положения, впервые в явном виде указаны главные бухгалтеры и финансовые директора. К ответственности могут быть также привлечены лица, чьи полномочия основаны на доверенности или нормативном правовом акте. 
         Оценивается наличие возможности определять действия должника в течение трех лет, предшествующих возникновению признаков банкротства, и после - до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. 
         Арбитражный суд может признать лицо контролирующим и по иным основаниям, говорится в законе. 
         "Последние усилия законодателя подчеркивают ценность института субсидиарной ответственности. Многие новеллы закона - это развитие складывающейся судебной практики, направленной на преодоление злоупотреблений непрозрачными структурами владения бизнесом, позволяющими уклоняться от уплаты долгов. Это помощь всем добросовестным кредиторам для преодоления неконкурентных преимуществ лиц, злоупотребляющих правами", - комментируют в ФНС. 
         Изменения направлены на то, чтобы лица, к которым предъявлены требования о субсидиарной ответственности, его возмещали. Такие нормы, с одной стороны, помогут кредиторам получить больше шансов на положенное им по закону, а с другой - будут мотивировать собственников не уходить в банкротство, поскольку в случае злоупотреблений правами это может дать не избавление от долгов, а перевод долга организации в разряд личных обязательств бенефициаров, отметили в ФНС. 
         Список оснований для привлечения к ответственности расширен

         Как и прежде, в него входит действие (или бездействие), которое причинило вред кредиторам, а также отсутствие или искажение информации в бухгалтерской отчетности. Теперь в него также входит невнесение информации в государственные реестры и несоблюдение требований о хранении документов, в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг. 
         Согласно новой норме, контролирующее лицо может быть привлечено к ответственности, если на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены сведения о юридическом лице в ЕГРЮЛ и в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. 
          В законе о банкротстве также устанавливается обязанность руководителя организации в случае возникновения признаков или обстоятельств банкротства включить эти сведения в Федресурс в течение 10 рабочих дней с даты, когда ему стало или должно было стать известно об их возникновении. Кроме того, руководитель обязан в разумный срок предпринять все зависящие от него меры, направленные на предупреждение банкротства должника. 
         Сейчас закон требует, чтобы руководитель направил такую информацию лицам, имеющим право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров или участников. Публичное раскрытие - позитивный фактор, более широкий круг лиц будет предупрежден о рисках банкротства. 

Механизм привлечения к ответственности стал проще
         Механизм привлечения к ответственности за нарушение правил раскрытия становится проще. Росреестр, выступающий в роли контролирующего органа, сможет самостоятельно, без обращения в суд, привлекать нарушителей к ответственности по ряду статей Кодекса об административных правонарушениях, в том числе касающихся публикации информации в Федресурсе. 
         Обратиться с требованием привлечь к субсидиарной ответственности смогут арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, представитель работников, сами работники и бывшие сотрудники, перед которыми есть задолженность, а также уполномоченные органы. Подать заявление можно будет в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом или прекращения производства по делу. 

Введена стимулирующая часть вознаграждения
         Закон вводит стимулирующую часть вознаграждения для арбитражного управляющего, благодаря действиям которого лицо было привлечено к субсидиарной ответственности. Если задолженность погашена в результате заявления управляющего о привлечении к субсидиарной ответственности и это будет доказано, то арбитражный управляющий получит 30% средств, поступивших от таких лиц. Сейчас арбитражные управляющие, кроме фиксированного вознаграждения, получают 3-7% выплаченных реестровых требований. За счет этих 30% в том числе компенсируются расходы на выплату вознаграждения лицам, привлеченным арбитражным управляющим для оказания услуг, способствовавших привлечению к субсидиарной ответственности или исполнению судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности. 

 

Комментарии

         Суды все чаще принимают решения о привлечении контролирующих лиц к ответственности, изменения в законодательстве этому способствуют, говорят эксперты. 
         "В первом квартале 2017 года суды удовлетворили 24% поданных заявлений о привлечении контролирующих лиц к ответственности, это уже значительно лучше, чем в первом квартале 2016 года, когда кредиторы получили положительные решения лишь в 10% случаев", - отмечает А. Юхнин. 
         Предыдущие изменения в закон о банкротстве, расширяющие возможности кредиторов и позволяющие подавать иски о привлечении контролирующих лиц к ответственности после завершения конкурсного производства, вступили в силу 28 июня 2017 года (федеральный закон от 28 декабря 2016 г № 488-ФЗ).

Банкротство.Ру